.
Пчеловодство как бизнес
Известно, что одной из актуальных проблем в пчеловодстве является реализация производимой продукции по ряду причин, в том числе, из-за низкой покупательной способности населения. Далее в статье про экономику пчеловодства.
В условиях становления и совершенствования рыночных отношений особенно остро постает проблема повышения рентабельности производства продукции пчеловодства. Вести производство рентабельно значит вести его прибыльно. А уровень рентабельности является отношение полученной прибыли к полной себестоимости реализованной продукции и выражается в процентах и показывает, сколько получено прибыли на вложенный в производство рубль.
Чем больше сумма прибыли, тем лучше для производителя, ведь при этом есть возможность привлечь средства на расширение, модернизацию производства, внедрение прогрессивных технологий, повышение качества продукции, материального стимулирования, улучшения социальной сферы.
Целью процесса производства является изготовление и реализация продукции. Благодаря производству обеспечиваются рабочие места, через заработную плату в какой-то степени работнику возмещаются затраты его рабочей силы, времени, принимаются меры по улучшению социальной сферы, формируется пенсионный фонд и т.д.. Производство может считаться законченным (заключительный цикл), когда произведенный товар доводится до потребителя в удобном для потребления или хранение виде. Для пчеловодов цикл производства считается законченным, когда производимая продукция пчеловодства, предназначенная для реализации, реализована.
Важность высокого роста уровня рентабельности производства продукции пчеловодства обуславливается еще и тем, что Украина вступила в ВТО. А в этих условиях побеждает тот, у кого продукция дешевле и качественнее. Есть угроза интервенции в Украину дешевой (хотя и не качественной) продукции пчеловодства из зарубежья. Масса прибыли при рентабельном производстве зависит от уровня собестоимости реализованной продукции, уровня цен реализации продукции и массы реализованной продукции.
На Украине производство продукции пчеловодства сосредоточено, в основном, в частном секторе, а пчеловодством занимается несколько сотен тысяч пчеловодов, обслуживая по 10 - 50 - 100 пчелиных семей, и очень редко - несколько сотен.
Рассмотрим пример производства продукции пчеловодства на пасеках, насчитывающих по 25 и 50 пчелиных семей. При расчете собестоимости продукции пчеловодства ее по видам переводят в условные медовые единицы по соответствующим действующим коэффициентами, плановый выход продукции составил соответственно 2,7 и 5,4 тыс. условных медовых единиц. Следует отметить, что их нужно уточнять, ведь они не являются постоянными и зависят от соотношения цен реализации различных видов продукции пчеловодства. Продуктивность пчелиных семей планируют на уровне среднего за последние годы.
Известно, что теперь одной из актуальных проблем в пчеловодстве является реализация продукции по ряду причин, в том числе, из-за низкой покупательной способности населения.
При конкретных расчетах стоимости товарной продукции следует руководствоваться уровнем цен, сложившихся в данном регионе.
При расчетах затрат средств на содержание принята нормативное количество кормовых запасов на зиму, стоимость меда по себестоимости, сахара – по действующим розничным ценам. Другие виды затрат приняты на уровне нормативных. Поскольку речь здесь идет о частных пасеках, то расходы на оплату труда не учитываются.
Анализ показывает, что наибольшую долю затрат в структуре себестоимости продукции пчеловодства составляют корма и транспортные расходы. Расчеты показывают, что с ростом численности пчелиных семей от 25 до 50 уровень себестоимости меда несколько снижается (с 6,88 до 6,29 грн. / Кг), а масса прибыли возрастает в 2,3 раза.
Поскольку масса прибыли является разницей между выручкой от реализации товарной продукции и ее полной собестоимостью, то и резервами ее роста является увеличение выручки от реализации и снижение себестоимости, а чем больше будет отношение прибыли к себестоимости продукции (в процентах), тем выше будет эффективность производства и уровень рентабельности.
Рост выручки от реализации можно достичь за счет повышения продуктивности пчелиных семей, расширения ассортимента производимой продукции (сотовый мед, забрус, гомогенат, маточное молочко, переработка части продукции на медовые вина, плодные матки, реализация подмора пчел для приготовления лекарственных препаратов, использование пчел в апитерапии), получение средств за опыление пчелами энтомофильных культур и т.п.
По материалам журнала Пасека