.
Техника перевозки ульев
Массивы медоносных растений бывают удаленными от пасек более 2 - 3 км, и пчелы не могут эффективно собрать с них нектар. Поэтому перевозка пчел часто является вынужденной необходимостью.
Массивы медоносных растений бывают удаленными от пасек более 2 - 3 км, и пчелы не могут эффективно собрать с них нектар. Поэтому приходится перевозить пчелиные семьи, т.е. кочевать. Минимальное расстояние перевозки – не менее 4 км, чтобы пчелы не вернулись на прежние места вывезенных ульев. Потребность в кочевках обусловлена также необходимостью опыления удаленных массивов энтомофильных культур. Кочевое пчеловодство продуктивнее, чем содержание пчел в стационарных точках.
При перевозке пчелиные семьи попадают в необычные для них условия, возбуждаются, в гнезде может нарушаться режим температуры и влажности.
Соблюдение технологических условий кочевок не допускает гибели или ослабления пчелиных семей от заваривания, обрыва сотов, истечение из них меда, разъединение отдельных частей улья и викучивания наружу пчел.
Перед перевозкой рамки в гнезде закрепляют на своих местах, между ними вставляют постоянные или временные разделители. Крайние рамки закрепляют гвоздями. В ульях-лежаках рамки зажимают сверху поперечной планкой. На время перевозки, особенно в жаркое время, требуется дополнительное пространство в гнезде, куда выходит часть пчел. С этой целью объем вертикальных ульев увеличивают на один корпус или надставку.
Успешной перевозке семей способствует вентиляция гнезда, для чего сплошной дощатый потолок заменяют решетчатой рамой. Недопустима перевозка пчелиных семей с недозрелым медом, из которого испаряется много воды. От нее пчелы могут запарится в случае повышения температуры и влажности гнезда.
Перед погрузкой для перевозки летки ульев закрывают, когда прекратится лет пчел. В кузове автомобиля и на прицепах ульи ставят в два-три яруса, перевязывают накрест веревками. Для уменьшения толчков при транспортировке на дно кузова машины и в прицеп желательно настелить солому. Между стенками ульев оставляют пространство шириной 10 см для проветривания, ульи размещают так, чтобы соты занимали положение, параллельное осям автомобиля.
Пчелы меньше возбуждаются и не перегревают гнезда в условиях перевозки в ночные часы. В случае дальних перевозок приходится доезжать до места назначения и в дневную пору. Чтобы уменьшить воздействие солнечного тепла, ульи затеняют тентом. Днем, останавливаясь в пути, нельзя оставлять ульи не затененными. Расширение и вентиляция гнезд должны быть усиленными. Скорость движения автомобилей с пчелами на неблагоустроенных дорогах уменьшают, чтобы избежать сильных толчков. Выгружать ульи надо осторожно, учитывая раздражение пчел, подверженных сожалеть. Летки открывают поочередно в разных местах кочевого точка, чтобы не допустить большого скопления пчел в первые минуты вылетов.
Для пчеловодов в полевых условиях оборудуют кочевую будку (разборную или на колесах).
По материалам журнала Пасека