Новости

Это интересно

Проблема варроатоза пчел решена! -

поочередное применение препаратов ЗАО АГРОБИОПРОМ: Апидез, Варроадез, Амипол-Т,…

Препараты для лечения пчел ЗАО АГРОБИОПРОМ

 - это и высокая эффективность, и безупречно стабильные качество…

Варроадез - это лучшее современное средство

для лечения варроатоза и действует на два вида клеща…

Препараты для лечения пчел ЗАО АГРОБИОПРОМ

 обеспечивают самые высокие показатели сохранности пчел и рентабельность пасеки.

Пчёлы умеют считать до четырёх.

Проведя серию экспериментов, учёные выяснили, что медоносные пчёлы превосходят…

Пчеловоды-долгожители

По результатам статистического исследования по долгожителям старше 100 лет…

Прополис играет решающую роль в жизни пчелиной семьи.

Он обеспечивает безупречную чистоту улья, или древесного дупла, где…

На рынке, где есть Варроадез очень сложно приходится конкурентным препаратам

- они просто не выдерживают конкуренцию ни по цене,…

Язык танцев и звуков

Пчелы общаются с помощью языка танцев и звуков. Это…



     .
       

История пчеловодства в Украине - становление школы пчеловодства

В 80-е годы XIX века в число мер по поднятию сельского хозяйства России зачисляются распространение знаний рационального пчеловодства. В некоторых училищах и школах пчеловодство как дисциплина выдвигается на первый план наряду с плодоводством и огородничеством.

В 80-е годы XIX века в число мер по поднятию сельского хозяйства России зачисляются распространение знаний рационального пчеловодства. Сначала пчеловодство вводится в программу преподавания в высших, средних и низших сельскохозяйственных учебных заведениях, в училищах и школах садоводства, даже в женских практических школах сельского хозяйства и домоводства. Затем организуются курсы по пчеловодству, публичные чтения и беседы, создаются образцовые пасеки и музеи, начинают преподавать пчеловодство в 20 учительских семинариях, а также в народных школах.
В некоторых училищах и школах пчеловодство как дисциплина выдвигается на первый план наряду с плодоводством и огородничеством. Так, по этой программе учат в школах садоводства, огородничества и пчеловодства: Бобруйской 1-го разряда, Бурашевской, Вознесенской, Екатеринославской, Симферопольской школах 2-го разряда и т.п. Систематическое обучение проводится на образцовой пасеке Министерства земледелия и государственной собственности в Пензе, на пасеке и в музее пчеловодства в Варшаве устроенных еще в 1882 г. К. Левицким, на образцовой пасеке русского общества акклиматизации животных и растений под Москвой, на пасеке и в пчеловодческого музее Кавказской станции шелководства в Тифлисе, на образцовой учебной пасеке в С.-Петербурге и т.д.
В 1894 г. Министерством земледелия, государственной собственности и земствами для ознакомления народных учителей, крестьян и других сельских жителей с рациональным ведением различных отраслей сельского хозяйства организуются Уманские и другие курсы. Считалось, что эти просветительские мероприятия будут способствовать выходу отрасли из отсталости, только демонстрация рамочной системы ульев, а не старая дуплянка может со всей очевидностью доказать пользу пчеловодства и повысить производительность пасек.
Просматривая постановления Мелитопольских земских собраний уезда за 1903, 1906 и 1909 гг. удалось обнаружить отчеты народных учителей, прошедших курсы при Уманском училище садоводства и земледелия.
Популярность курсов из года в год возрастала. Желающих было немало, но возможности были ограниченными, и приезжали из разных мест всего около 70 человек. Среди них посланцы Киевской, Харьковской, Черниговской, Курской, Московской, Подольской, Волынской. Полтавской, Таврической и других губерний, а также из Одессы, Херсона и даже Кутаиси. Учились здесь министерские и церковно-приходские слушатели. Были так называемые посторонние лица, например жена инспектора училища, полковник с Кавказа, крестьянин из соседнего села. Поскольку число желающих посещать занятия того или иного предмета было разное, то и численность групп для занятий была неравномерна. Например, желающих заниматься плодоводством бывало по 50-60 человек, огородничеством - около 30, пчеловодством - до 50 и более. В отдельные годы лекции посещали до 65-75 человек.
Занятия по теории пчеловодства и шелководства вел И. И. Кораблев. Первая же встреча с ним оставила у каждого большое впечатление. Он прибыл в Уманское училища в 1907 году (в возрасте 36 лет). И. И. Кораблев знал пчеловодство, в том числе и рациональное.
Несмотря на то, что программа курсов была весьма обширной, занятия проходили легко и успешно. Часто аудиторией были пасека, мастерская, музей, учебный класс. Учебная пасека училища насчитывала 100 пчелиных семей, содержащихся в ульях 30 различных систем.
Основой послужила пасека бывшего инспектора училища I. Р. Анциферова, у которого в 1892 г. училище ее выкупило. Тогда было 27 ульев двух систем: Левицкого - 24 шт. и Зубарева (двосемейные) - 3 шт. Под нее отдали три десятины 115 саженей в северной части земель училища среди старых кварталов питомников с лесными и декоративными деревьями, образовавших в 1909 г. настоящий гаек.
После организации пасеки только через год начали появляться пасечные сооружения. В 1893 г. Департамент земледелия выделил на это 900 руб. Первым был построен пчеловодческий  дом, состоящий из сеней и трех комнат – для пасечного инвентаря, для мастерской, для различного оборудования. Построены и помещения для зимовки пчел. Первоначально они имели вид подземного коридора шириной два аршина (1 арш. = 0.71 118 м), высотой 2 арш. 12 вершков (1 верш. = 0,04444 м), в который внешне вели глубокие лестницы. Стены и потолок ничем не обрабатывали, поскольку лесной грунт не осыпался. В 1894-1895 гг. коридоры продлили ,и стало возможным размещать не менее 100 рамочных ульев.
Пасека расширялась. Для составления материалов, запасных ульев и другого громоздкого инвентаря в 1895 г. был построен глиновальний сарай с жилыми комнатами для столяра и сторожа пасеки, навес для контрольного улья, а годом позже и павильон для ульев. Постепенно создавался музей, собирались обзорные ульи, модели ульев разных систем, модели и рисунки анатомии пчел, гербарии. Были представлены засушенные и законсервированные вредители пчел, отдельные пчелы, осы и шершни.
Практические занятия по изготовлению ульев проходили в мастерской пасеки. Здесь несколько рабочих круглогодично занимались изготовлением ульев, пчеловодного инвентаря. Слушатели тут же оттачивали свое мастерство по изготовлению ульев, инвентаря, рамок и т.п., уезжая домой могли брать с собой.
Своего рода питомником для выращивания медоносных растений при пасеке был участок земли площадью около 1,1 десятины (1 дес. = 10924,8 квадратных метров), заложенный еще в 1893 г. На небольшом участке выращивали медоносные растения почти 30 видов. Семена в основном использовали для своих нужд, для продажи, частично выдавали слушателям. Все работы, связанной с выращиванием медоносов, проводили ученики под руководством заведующего пасеки.
Когда наступало время экзаменов, назначали специальную комиссию. Тем, кто выдерживал экзамен, вручали свидетельство надлежащего образца. Практиковалось с ним выдавать от имени Министерства земледелия и государственной собственности книги по каждому предмету, а также инструмент. Каждому выпускнику предоставлялось право бесплатно от училища получить семена и различного посадочного материала на сумму 15 руб., а также получали в подарок ими же изготовленый дванадцатирамочный улей с набором инвентаря, комплект наглядных пособий по технике и технологи ухода за пчелами в них, а также семена медоносов . Получив подарок, курсанты давали обещание учить людей культурному пчеловодству.
Курсы приносили большую пользу учителям. "Что касается меня, то, думаю, и других народных учителей курсы вполне удовлетворяли, тем более, что лекторы были на высоте и вполне добросовестно выполняли возложенные на них обязательства", - писал в своем отчете учитель    А. Олешкевич.

 

 

По материалам журнала Пасека


Закрыть

Задайте вопрос специалисту

Ваше имя:
Контактный e-mail:
Ваш вопрос: